Хабаровский автодорожный техникум
г. Хабаровск(4212) 76-08-32

Техникум

Яндекс.Метрика

Отчет о работе научно-методического отдела

ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Штат научно-методического отдела:

·         Демура Марина Юрьевна (начальник научно-методического отдела)

·         Карпова Ольга Владимировна (методист научно-методического отдела)

Единая методическая тема:

«Формирование инновационной модели техникума, как центра развития непрерывного образования и трудоустройства».

Цель работы научно-методического отдела: повышение методической компетентности преподавателей, как главного фактора, обеспечивающего результативность процесса обучения студентов и методическое сопровождение инновационного развития образовательного учреждения Хабаровский автодорожный техникум. Методическая компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения студентов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности.

Задачи научно-методического отдела:  

  • всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей;
  • развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом;
  • совершенствование программно-методического обеспечения для создания условий успешного усвоения ФГОС всеми студентами техникума;
  • повышение квалификации, опытно-экспериментальная деятельность программно- методическая деятельность контрольно- диагностическая деятельность
  • достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития обучающихся.

Объектом методической работы являлись различные стороны образовательного процесса: учебная, научно-исследовательская, экспертная, аналитическая, проектировочная, информационная, консультационная и др. виды деятельности. Работа строилась на основе сотрудничества с председателями предметных (цикловых) комиссий, заведующими отделениями, библиотекой, отделом компьютерного обеспечения и другими структурными подразделениями техникума.

Методическая служба принимала участие в работе Педагогических советов, Краевого Научно-методического совета, организации педагогических чтений, научно-практических конференций, семинаров, других коллективных формах деятельности. Следование стратегии сотрудничества внутри структурных подразделений техникума с участием руководителей является основной организационной целью методической работы.

Структура методической работы:

  • повышение квалификации;
  • опытно-экспериментальная деятельность;
  • программно-методическая деятельность;
  • контрольно-диагностическая деятельность.

Содержание методической работы:

  • совершенствование содержания образования;
  • совершенствование методики обучения и воспитания;
  • комплексное обеспечение учебных дисциплин;
  • изучение и распространение передового педагогического опыта.

Источники формирования содержания методической работы:

  • Законы Российской Федерации;
  • Нормативные документы, инструкции, приказы Министерства образования и науки РФ и субъектов Федерации, определяющие цели и задачи образования в целом, и в частности, системы методической работы;
  • Программа развития техникума;
  • Государственные образовательные стандарты, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы;
  • Новые педагогические исследования, инновации, введения и новшества, раскрывающие по-новому содержание методической работы;
  • Информация о массовом и передовом опыте методических служб в системе СПО.

Формы методической работы:

  • консультации;
  • школа начинающего педагога;
  • методические советы;
  • индивидуальные беседы;
  • выставки методических разработок;
  • круглые столы;
  • самообразование.

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

Центром работы научно-методического отдела является методический кабинет, одна из задач которого – консолидация методической деятельности преподавателей. Здесь собрана библиотека методической и нормативной литературы, организуются консультации для преподавателей, выставки учебно-методических разработок, ведется совместная с председателями предметных цикловых комиссий работа по оформлению педагогического опыта.

Основной задачей организационной работы методического кабинета в отчетном периоде являлось планирование и организация деятельности коллектива техникума по вопросам методического сопровождения образовательного процесса: составлен план методической работы на 2012-2013 учебный год, графики посещения учебных занятий преподавателей администрацией техникума и методистами, планы повышения квалификации, проводились консультации преподавателей по вопросам составления и оформления календарно-тематических планов и рабочих программ, разработке комплексного учебно-методического обеспечения дисциплин по новым ФГОС.

Велась работа по информационному наполнению сайта техникума. Ежемесячно пополнялись рубрики «Воспитательная работа», «Обучение в техникуме», «Спортивная жизнь техникума» «Библиотека», «Краевая экспериментальная площадка» размещалась информация о проведении педагогических советов, проведении Краевого научно-методического совета. Оказывалась помощь председателям ПЦК при проведении заседаний ПЦК, круглых столов, конференций. Осуществлялся подбор методических материалов для занятий, внеклассных мероприятий, оформления методических разработок, выставок научно-методических материалов.

 

2 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Одним из направлений методической работы является организация эффективной системы повышения квалификации преподавателей. Повышение квалификации преподавателей и сотрудников техникума в 2012-2013 учебном году осуществлялось с отрывом от работы (курсы и региональные семинары) и без отрыва от работы (школа начинающего педагога, краевой  научно-методический совет, заседания ПЦК, НСО).

Согласно плану на 2012-2013 учебный год повысили свою квалификацию:

  • директор техникума;
  • заместитель директора по УР;
  • заместитель директора по ВР;
  • начальник отдела компьютерного обеспечения;
  • начальник научно-методического отдела;
  • заведующая библиотекой;
  • методист научно-методического отдела;
  • мастера производственного обучения;
  • преподаватели

График курсов повышения квалификации, тематика  и даты их прохождения представлены в таблице 1.

 Таблица 1 – График курсов повышения квалификации

 

Образовательное

Учреждение

ФИО

(полностью)

Должность

Тематика

Дата

проведения

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Даценко Татьяна Александровна

Директор

Менеджмент в сфере образования  (2 года обучения 2, 3 сессии)

4.02-02.03.13

7.10-02.11.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Кулик

Максим Сергеевич

Начальник отдела информации и связи

Менеджмент в сфере образования  (1, 2 сессии)

01.04-20.04.13

16.09-05.10.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Пустовалова Ольга Андреевна

Зам. директора по учебной работе

Менеджмент в сфере образования

( 1, 2 сессии)

01.04-20.04.13

16.09-05.10.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Киреева

Анна Валерьевна

Преподаватель

Педагогика 504 часа (2, 3 сессии)

11.03-2.04.13

11.11-01.12.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Шерстобитова Елена Витальевна

Преподаватель

Современные тенденции модернизации профессионального образования

14.01-23.01.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Зданевич

Анна Александровна

Преподаватель

Современные тенденции модернизации профессионального образования 2 модуль «Информационно коммуникационные технологии в профессиональном образовании»

7.10-12.10.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Комиссаров Павел Валерьевич

Преподаватель

Компетентная лаборатория мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин

23.09-02.10.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Ружило Дмитрий Борисович

Мастер производственного обучения

Компетентная лаборатория мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин

23.09-02.10.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Золотарев Георгий Антонович

Преподаватель

Обеспечение качества профессиональной подготовки специалистов и рабочих кадров  на основе современных технологий (по отраслям)

11.02-22.02.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Декин Валентин Иванович

Преподаватель

Обеспечение качества профессиональной подготовки специалистов и рабочих кадров  на основе современных технологий (по отраслям)

11.02-22.02.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Якунин Евгений Павлович

Преподаватель

Вариативный модуль «Применение современных производственных технологий как фактор модернизации производства в перспективных отраслях экономики края (архитектура и строительство)

18.02-22.02.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Огиенко

Иван Сергеевич

Преподаватель

Вариативный модуль «Применение современных производственных технологий как фактор модернизации производства в перспективных отраслях экономики края (архитектура и строительство)

18.02-22.02.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Макаров Сергей Борисович

Преподаватель

Комплексное методическое обеспечение учебного процесса в условиях реализации ФГОС НПО и СПО

04.02-13.02.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Ваулина

Ольга Николаевна

Преподаватель

Деятельностно-комплексный подход к преподаванию математики в условиях реализации ФГОС НПО/СПО

18.03-27.03.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Дубинец Татьяна Александровна

Преподаватель

Деятельностно-комплексный подход к преподаванию математики в условиях реализации ФГОС НПО/СПО

18.03-27.03.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Ковшик Анастасия Леонидовна

Преподаватель

Пути совершенствования преподавания русского языка и литературы в условиях реализации основных направлений развития образования

15.04-24.04.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Шаповалова Елена Гумарьевна

Преподаватель

Современные тенденции теории и практики обучения иностранному языку

03.06-11.06.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Шильников Василий Александрович

Преподаватель

Историко-обществоведческое образование на современном этапе

25.11-04.12.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Ничук

Надежда Павловна

Преподаватель

Организация физического воспитания обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования

14.10-23.10.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Чебунин Сергей Гаврилович

Преподаватель

Современные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

20.04-29.05.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Безридный Леонид Николаевич

Преподаватель

Реализация деятельностно – компетентностного подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин

30.09-09.10.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Гончарова Светлана Павловна

Преподаватель

Современные подходы к преподаванию физики в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования

27.05-05.06.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Чернышенко Ольга Павловна

Преподаватель

Современные подходы к преподаванию физики в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО

27.05-05.06.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Головко Виктория Вячеславовна

Зам. директора по воспитательной работе

Технологии командообразования в построении эффективной команды преподавательских кадров

28.10-01.11.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Таймукова Татьяна Николаевна

Преподаватель

Библиотека ОУ и гуманизация личности студента в открытом информационном пространстве

24.01-26.01.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Фесенко Алексей Борисович

Преподаватель

Обучение по охране труда и проверке знаний требований по охране труда работников организации

17.06-21.06.13

КГБОУ СПО «ХАДТ»

Карпова

Ольга Владимировна

Методист

Психология профессиональной деятельности

08.04-12.04.13

Повышение профессионализма, квалификации и творческого потенциала начинающих педагогов осуществлялось и через мероприятия внутритехникумовской  системы повышения квалификации, основными из которых являлись Школа начинающего  педагога.

Занятия в Школе начинающего педагога выстроены в соответствии с единой методической темой учебного заведения «Формирование инновационной модели техникума, как центра развития непрерывного образования и трудоустройства» и призваны помочь преподавателям плодотворно работать по своим индивидуальным методическим темам. В течение года было проведено 9 занятий по актуальной тематике:

Занятие 1. Оснащение дисциплин УМО в рамках введения ФГОС СПО 3 поколения.

Занятие 2.  Работа куратора. Организация взаимопосещений уроков.

Занятие 3. Методический урок «Оптимальные методы обучения».

Занятие 4. Критерии оценки общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

Занятие 5. Практико-ориентированная направленность обучения дисциплине.

Занятие 6. Формирование профессионального мышления как предпосылка успешной деятельности специалиста в рамках перехода на ФГОС.

Занятие 7. Технология группового и коллективного взаимодействия как средство повышения качества образования.

Занятие 8. Методическая работа преподавателя.

Занятие 9. Анализ работы в 2012-2013 учебном году, задачи на новый учебный год.

На протяжении всего периода работы нашего учебного заведения происходит рост профессиональной культуры преподавателей. Аттестация на квалификационную категорию способствует оптимальной самореализации педагога, является важнейшим рубежом в его профессиональной деятельности и органично включается в систему совершенствования его профессионально - педагогического уровня. В отчетном периоде 6 сотрудников техникума повысили (подтвердили) свою квалификационную категорию:

Кузьмина Е. В., присвоена первая квалификационная категория по должности преподаватель;

Зданевич А. А., присвоена первая квалификационная категория по должности преподаватель;

Волосович Н. К., присвоена первая квалификационная категория по должности преподаватель;

Шерстобитова Е. В., присвоена высшая квалификационная категория по должности преподаватель;

Пустовалова О. А. присвоена высшая квалификационная категория по должности преподаватель;

Ничук Н. П. присвоена высшая квалификационная категория по должности преподаватель.

Сотрудниками научно-методического отдела оказывалась всесторонняя консультационная и методическая помощь в процессе подготовки аттестационных материалов.

10 октября 2012 года Лякишова Татьяна Николаевна была награждена почетной грамотой Министерством образования  Хабаровского  края. 11 октября 2012 года награждена премией губернатора  в области профессионального образования за значительный вклад в подготовку рабочих кадров и специалистов для отраслей экономики и социальной сферы Хабаровского края.

Одной из форм методической работы является работа педагога над повышением собственного профессионального и педагогического мастерства посредством самообразования. Преподаватели разрабатывали материалы по комплексному методическому обеспечению преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, корректировали рабочие программы, разрабатывали календарно-тематические планы (согласно принятой новой формы), готовили лекции, изучали научно-педагогическую литературу и методические рекомендации, участвовали  в коллективных формах методической работы. Одной из наиболее трудоемкой работой являлась разработка контрольно-оценочных средств. На данный момент времени КОС разработаны в полном объеме по общеобразовательным дисциплинам, КОС разработанные по ПМ нуждаются в корректировке, что является одной из основных задач педагога на 2013-2014 учебный год.

Преподавателями техникума в 2012-2013 учебном году к сожалению не проведено ни одного открытого урока.  Причины:

1. Механизм  аттестационных процедур (2012-2013 учебного года) не предполагал в качестве обязательной процедуры аттестации проведение открытого урока.

2. Неприменение  на  занятиях   современных  (инновационных) образовательных технологий: отсутствие навыков работы с различными педагогическими технологиями «обедняет» уроки, лишает индивидуальности, а на «простые» уроки ходить не интересно.

3. Низкая посещаемость преподавателями уроков своих коллег также не предполагает увеличения количества открытых уроков.

4.   Отсутствие зависимости между профессиональным ростом и количеством и качеством проведенных открытых уроков.

5.  В виду подготовки большого количества документов, необходимых для прохождения техникумом процедуры лицензирования и аккредитации, количество мероприятий.

            Согласно плану-графику  посещения учебных занятий методическим отделом проведен анализ на основе посещения учебных занятий. За учебный год посетили 26 преподавателей, 5 из них посещали повторно, с целью корректировки методики проведения учебного занятия.

Педагоги на своих учебных занятиях конструировали наиболее эффективные формы, модели, способы, условия обучения, применяли активные методы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, также преподаватели используют элементы инновационных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии организации самостоятельной работы студентов, технологии активизации познавательной деятельности, здоровьесберегающей технологии), приемы и методы преподавания, при помощи которых реализуются цели учебного занятия, способствующие формированию самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Особые замечания:

·         Тема изучаемого материала не соответствует обозначенной в учебном журнале.

·         Отсутствие формулировки поставленной цели учебного занятия. 

Одним из главных систем эффектов приоритетного направления является возможность и необходимость повышения уровня профессиональной компетентности преподавателя путем диссеминации и освоения  инновационного опыта. Диссеминация инновационного педагогического опыта была осуществлена Шерстобитовой Е. В., которой в текущем учебном году была присвоена высшая квалификационная категория по должности преподаватель.

В техникуме применяются различные формы распространения передового педагогического опыта: диссеминация опыта, выступления председателей ПЦК на педагогических и методических советах, участие преподавателей  в краевых конференциях, всероссийской научно-практической конференции, олимпиадах,  заседаниях ЦК.

С 2012-2013 учебного года в техникуме реализуется работа научно-студенческого общества, основная цель которого – это целенаправленная и результативная творческая работа студента (группы студентов), выполненная под руководством педагога. В настоящее время исследовательская деятельность студентов является обязательным составным элементом профессиональной подготовки будущих специалистов, так как основная задача образования - подготовка студентов «к образованию через всю жизнь», в ориентации их на самообразование, мотивацию к пополнению знаний.  НСО – это добровольное объединение студентов, которые стремятся к более глубокому знанию о достижениях в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Современные промышленные технологии в системах управления

 

 

3 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Мастерство преподавателя определяется, в том числе и умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от грамотно составленных локальных актов (положений), учебных планов, рабочих программ, календарно-тематических планов дисциплин и ПМ.

В первом семестре были разработаны и утверждены следующие положения:

1.  «О формировании фонда оценочных средств».

2.  «О экзамене (квалификационном)».

3.  «О мониторинге достижений результатов освоения ОПОП».

4.  «О рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей».

5.  «О контрольно-оценночных средствах/оценки освоения профессиональных модулей».

6.  «Об организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта)».

7.  «О текущем контроле и промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с ФГОС СПО по специальности».

8.  «О нормоконтроле  курсовых и дипломных работ (проектов)».

9.  «По планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий».

10.         «О  государственной (итоговой) аттестации выпускников по программе среднего профессионального образования».

Преподаватели приняли активное участие в корректировке программ и календарно-тематических планов, созданию учебно-методических комплексов по новым учебным планам.

Методическим кабинетом проводились консультации по вопросам разработки УМК, КОС, модульной технологии обучения по новым ФГОС.

Педагогический коллектив техникума систематически получал информацию о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартах. В этом направлении методический кабинет активно сотрудничал с библиотекой техникума, которая предоставляла необходимую информацию о новинках периодической печати, журналах, новой учебно-методической литературе.

В 2012-2013 учебном году главный вектор методической работы был направлен на создание современных, отвечающих требованиям времени, учебно-методических комплексов дисциплин, способных предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины и ПМ. Так, для студентов I курса заочного обучения были скорректированы  все контрольные работы, выдаваемые УМК, для студентов  III курса специальностей АС, СТ скорректированы комплексно-аттестационные работы, методические указания к выполнению курсовых работ.

 

4 ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА

1. Представленные в отчете данные объективно отражают содержание основных направлений деятельности работы методического отдела.

2. Уровень профессионализма педагогических кадров, учебная и материально-техническая база соответствует целям и задачам образовательного процесса.

3. Все учебные кабинеты, лаборатории, учебно-производственные мастерские используются по назначению. Для обеспечения содержания и организации учебного процесса техникум располагает аудиторным фондом для проведения лекционных, семинарских занятий; необходимой материальной базой, техническими средствами обучения, компьютерной техникой.

4. Состояние библиотечного обеспечения определяется достаточным, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов СПО.

5. Методическая и учебно-исследовательская работа педагогического и студенческого коллективов соответствует целям, задачам и специфике реализуемых программ подготовки по специальностям и направлена на методическое обеспечение учебного процесса и качество подготовки специалистов в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта.

 

5 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 Подготовка обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, уровень профессионализма педагогических кадров, материально-техническая база техникума, состояние библиотечного обеспечения определяется достаточным, соответствующим требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов СПО. Система воспитательной, методической и учебно-исследовательской работы осуществляется на базе инновационных технологий и способствует повышению качества образования будущих квалифицированных специалистов.

С целью дальнейшего развития и совершенствования учебно – методического  процесса:

1.    Продолжить модернизацию содержательной и технологической сторон образовательной деятельности в техникуме;

2.    Увеличить число преподавателей спецдисциплин;

3.    Расширить спектр исследовательских работ студентов.

4.    Продолжить укрепление материально-технического обеспечения образовательного процесса.

5.    Совершенствовать условия для творческой самореализации профессиональной деятельности преподавателей и студентов.

 

 «Будущего нет – оно делается нами»

Л.Н. Толстой

 

Начальник НМО                                                                                М. Ю. Демура

Методист НМО                                                                                  О. В. Карпова

 

 

Задать вопрос

ваше имя
телефон
почта
Проверка: + =

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Хабаровский автодорожный техникум
680054, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 169
e-mail: at@hadt.khv.ru
тел: (4212) 76-08-32

Сайт создан веб-студией "Инфогор"
Создание сайтов в Хабаровске
Сведения об образовательной организации
Абитуриенту Студенту