Проект "Кино как жизнь"

В рамках реализации проекта «Кино как жизнь» в Хабаровском автодорожном техникуме, уже стала доброй традицией организация, просмотров художественных фильмов с последующим их обсуждением.

Обсуждение фильма строится по традиционным принципам и этапам анализа художественного произведения (сюжет, идея, композиция, выразительные средства, история создания, позиция автора, в кинопродукции – воплощение каждой составляющей: сценарий, режиссура, актерская игра, музыка, костюмы, декорации, монтаж, спецэффекты и т.д.) с включением элементов психологизма, т.е. более подробного разбора именно психологической составляющей: анализа личности и поведения героев, их отношений, причин и следствий их поступков, а также установления параллелей со своим личным опытом.

Психологический анализ фильма – это не традиционная рецензия, дающая экспертную оценку качества работы его создателей, но попытка увидеть изображаемые ситуации и героев глазами постороннего свидетеля или участника событий, прочувствовать вызываемые фильмом ощущения и эмоции, осознать возникающие мысли и сделать некие выводы, способные внести необходимые изменения в личность и жизнь зрителя.

Так 21 мая в актовом зале «Астероид» состоятся просмотр художественного фильма, режиссера Динары Асановой «Пацаны».

На мероприятие были приглашены, все желающие, как студенты с первого по четвертый курс, так и работники педагогического состава. 

События фильма происходят в конце в 80-х годах. В центре внимания картины — судьбы трудных подростков и отношение к ним взрослых. Жестокость малолетних правонарушителей побеждается человечным отношением к ним начальника летнего трудового лагеря.

В картине поднимаются вопросы ответственности и доверия. Сильная сторона – наставник Антонов, который верит и поддерживает ребят, сбившихся с пути. Несмотря на многие противоречия и нежелания следовать системе перевоспитания персонаж верит в ребят, заканчивая каждый день поводом подумать над собой и своим поведением. Изменяются ли характеры ребят под предводительством такого наивного проповедника?

Обсуждение фильма провел Суслов Сергей Валерьевич, педагог-психолог ХАДТ. После просмотра фильма всем желающим, в уютной теплой обстановке предлагалось поделиться своими впечатлениями. Подумать и попытаться ответить на такие вопросы как:

Понравился ли фильм или нет? Почему? Что конкретно понравилось, что не понравилось, что зацепило мое внимание?

Каковы сюжет фильма, последовательность событий, действующие лица?

Каков психологический портрет каждого героя: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манеры поведения, история жизни и т.д.?

Каковы отношения между героями, их история и особенности?

Наблюдал ли я подобные ситуации и отношения в моей жизни?

Кто из героев мне наиболее симпатичен/антипатичен и почему? Кому я сочувствую и почему? На кого из героев похож я или кто-то из моих знакомых? На кого я хотел бы походить?

Каков стиль общения героев фильма? Как они решают свои проблемы?

Что бы я изменил в ситуации и как бы я поступил на месте героя/героев? Что нужно для этого сделать? Что бы я взял для себя как образец для подражания? Что я считаю правильным или неправильным? Кто, по-моему, прав, кто не прав, кто виноват и почему?

Что бы произошло, поступи тот или иной герой по-другому?

Встретилось ли в фильме для меня что-то новое, ранее неизвестное? Совершил ли я какое-то открытие для себя?

Какие эмоции вызвал фильм? Что меня рассмешило, обрадовало, расстроило, вызвало раздражение, рассердило, обидело, испугало, оттолкнуло и т.д.?

О чем этот фильм? Какова основная проблема/конфликт и как решает ее режиссер? Какие художественные и технические приемы помогают ему в этом? Что он хочет мне сказать?

Почему фильму дано именно такое название? Как название раскрывает смысл фильма?

Каким образом развивались бы события, сними режиссер вторую серию фильма?

Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме? Какие из них волнуют меня в настоящий момент или волновали в прошлом?

Как этот фильм перекликается с моей жизнью? Какие уроки я извлек для себя и какие выводы сделал?

Какие фильмы/произведения освещают сходные проблемы?

Как бы отнесся к фильму кто-то из моих знакомых (друг, подруга, мать, отец, жена, муж, ребенок и т.д.) и почему? Кому бы я порекомендовал посмотреть этот фильм и почему?

Какие сцены я пересмотрел бы второй раз?

Сергей Валерьевич отметил высокую активность ребят в ходе обсуждение. Во время обсуждения ребята, уважительно относились к друг другу, давая возможность высказаться каждому. По завершению обсуждения, Сергей Валерьевич напомнил ребятам, какую пользу для себя они могу получить в ходе участия подобных мероприятиях.   

В целом, эффективность применения киноискусства в контексте психологической работы обосновывается тем, что кинотерапия как эмоционально-ориентированные методы психокоррекции и психотерапии позволяют развивать и усиливать внимание к эмоциональной сфере  человека, а именно формировать и развивать его эстетические и этические чувства, потребности, ценности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Они способствуют экспериментированию с чувствами и эмоциями при их вербальной и невербальной передаче на экране и вне экрана, при исследовании киноматериалов. Кинотерапия и помогают анализу и проработке собственной жизненной ситуации через посредника, то есть киноперсонажа: главного или второстепенного, реального или символического, одушевлённого или неодушевлённого, психологически близкого или чужого, психологически комфортного или дискомфортного.